Библейская Энциклопедия
Труд и издание Архимандрита Никифора  
Москва. 1891 г.  
Репринтное издание 1990 г.  

Под указанным названием печатается обширный труд, предпринятый мною еще в начале прошлого года. В более или менее обширных статьях, а нередко в коротких и сжатых, смотря по важности предмета, «Популярная библейская энциклопедия» отвечает почти на большую часть вопросов библейской археологии, архитектуры, астрономии, географии, биографии библейских деятелей, ботаники, священной библиографии, военной науки, зоологии, земледелия, искусств, минералогии, метеорологии, медицины, математики, нумизматики, педагогики, физики, этнографии и др. Богословские термины, за исключением терминов строго библейского значения, опущены. Объяснение подробностей библейских терминов касается как канонических, так и неканонических книг Свящ. Писания, с тем однако, что объяснения последних отличаются значительной краткостью по сравнению с первыми. Издание включает приблизительно 7500 объяснений различных слов, встречающихся в ветхозаветных и новозаветных канонических и неканонических книгах Свящ. Писания.

«Исследуйте Писания» (Ин. 5:39), сказал Господь Спаситель в одном месте, и в другом: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29), и вот, имея главной целью ближайшее ознакомление читателей с боговдохновенною красотою, силою и выразительностию книг Свящ. Писания, составитель означенного труда имеет также в виду, чтобы оный, помимо своей специальности  служить для различных библейских справок, составлял и простую, для всех понятную, назидательную, настольную книгу не только для образованного, но и для всякого любознательного православного христианина, любящего глаголы живота вечного. В начале каждой статьи помещается объяснение каждого слова, цитата или несколько цитат, строго проверенных с Русскою Библиею, которой преимущественно пользовался составитель, и наконец уже изложение содержания статьи. Источниками и пособиями при составлении «Библейской энциклопедии» служили: Библия на славянском языке и в русском переводе, «Богословие» преосвящ. Макария и Антония, «Пространный христианский катехизис и начатки православного христианского учения» м. Филарета, «Словарь православного церковно-служебного языка и священных обрядов» пр. Михайловского, «Библейский словарь» А. Верховского, «Опыт библейского словаря» пр. Солярского, «Handworterbuch des biblischen Alterthums» D-r Eduard Riehm, D. Eaidies «Biblical Cyclopoedia», «Beeton's Bible Dictionary», «Cassel's Bible Dictionary» и др. Три последние английские издания оказались особенно полезными при составлении «Популярной библейской энциклопедии», так что многие статьи по части библейской географии, биографии, ботаники, зоологии, этнографии и пр., с некоторыми изменениями, заимствованы из оных, ввиду их богатой библейской содержательности, изящного изложения и новейших научных исследований.

Издавая библейскую энциклопедию почти по всем отраслям библейского знания, перечисленным выше, надеюсь, что настоящий труд окажется не только полезным, но и душеспасительным чтением для множества лиц, с любовью и благоговением читающих слово Божие, и что, с другой стороны, читатели снисходительно отнесутся к выполнению такой обширной, многотрудной задачи, каково издание «Полной библейской энциклопедии», и покроют своею любовью, если сверх чаяния встретятся в оной какие-либо мелкие опечатки и погрешности.

Арх. Никифор
14 сентября 1891 г

Оглавление




Ю

ЮБИЛЕЙ (протяжный, трубный звук; Лев 25:10-13, Чис 36:4) - у Евреев каждый пятидесятый год. Как каждый седьмой год назывался субботним, так после семи субботних следующий пятидесятый год назывался юбилеем. Повеление Господа о юбилее было следующее: "Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей: и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь, в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее" (Лев 25:8-12). С большою подробностью далее изложены особенности субботнего и юбилейного года и требования от народа предъявляемые законом, которые заключаются в следующем: 1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без всяких ограничений, как сказано выше (Лев ст. 11-12); 2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу (Вт 15:2); 3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам с некоторым вознаграждением лицу, пользовавшемуся ими пред началом юбилея и с соблюдением некоторых условий (ст. 30-34). Как в субботний год так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Субботний год начинался праздником Кущей, юбилей - празднованием дня очищения и трубным звуком, от которого и получил свое название.

Причины учреждения юбилея в основании своем были весьма мудрые, а именно: 1) Хозяйственные. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способною к обильнейшему плодородию в следующие годы. "Если скажете, говорит бытописатель, что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое." 2) Гражданские. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Но по разным обстоятельствам, иногда не предвиденным, случается, что человек вынужден бывает продать или заложить свое имущество и даже самому отказаться от свободы и быть рабом, или удалиться из отечества. "Нищие всегда будут среди земли" (Вт 15:11). У Евреев с наступлением субботнего года и юбилея, возвращались человеку права его, его личная свобода, его имущество и он снова становился лицом самостоятельным, свободным гражданином отечества, и государство снова имело в нем своего члена, способного исполнять свои обязанности и нести гражданские повинности. "Берегись, говорится во Второзаконии, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения; и чтоб, от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие" (15:9-15). 3) Нравственные. Постановления года субботнего и юбилея относительно бедных и должников время от времени возбуждали, питали и поддерживали чувство истинной любви, уважения и благожелания к ближнему. С другой стороны, эти постановления поддерживали и возбуждали в бедных успокоение в Боге и Его провидении. "Дай ему (и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно) и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое.

ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем что будет делаться твоими руками. Когда же будешь отпускать его (раба) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой" (Вт 15:10-13). Наконец, 4) Таинственные. Постановления юбилейные сохраняли всегда в виду племя обетования до рождения Мессии, напоминали покой земли во время невинности человека, взывали всех к успокоению в Боге и Его провидении и прообразовали лето Господне приятное и возвращение небесного наследия.

Из Священного Писания известен один лишь случай по поводу постановления о юбилее. По смерти Израильтянина Салпаада не осталось наследников мужского пола. Пять дочерей незамужних просили Моисея утвердить за ними удел отца их. Просьба их была уважена. Но за тем, возник вопрос: когда владелицы отцовского удела выйдут замуж в другое колено и с собою внесут свое наследство, то чрез это сократится удел колена отца их? "И даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут (женами), и от удела колена отцов наших отнимется удел их." В предупреждение сего и было такое постановление: наследницы удела после отца могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отцов своих и удел их не переходил бы в другое племя, а оставался в племени отца их. Вследствие чего дочери Салпаада все пять вышли в замужество за сыновей дядей своих (Чис 36:11).

ЮГ (Песн 4:16). У Евреев это слово включало в себе понятие о всех странах, лежавших между ю.-в. и ю.-з. Но в дополнение к другим значениям это слово означает и особенную страну или область, известную собственно под названием юга. По словам ученого Англичанина Вильсона, у Евреев слово: Плеев обозначает ту страну, чрез которую проходил обыкновенный корабельный путь между центральным Ханааном и Египтом (Быт 12:9, 13:1-3 и др.). На протяжении этого пути находился кладезь Агари и страна Герар; Кадес лежал на южной границе, или вблизи оной. Во время похода Евреев из Египта эта страна была занята Амалекитянами; частью оной управлял царь Арад, а другая часть ее вошла в удел колена Иудина и Симеонова. В Свящ. Писании нередко упоминается об юге, как например ветер с юга (Песн 4:16), царица южная (Мф 12:42) и некоторые другие.

Кроме юга в Библии упоминается также: север, восток и запад. Север (Иер 6:1) и юг в Свящ. Писании употребляются для указания положения различных стран касательно Иудеи. Таким образом Сирия лежит по отношению к ней на севере, Египет - на юге, Вавилон и Ассирия - на северо-востоке; но Ассирийские войска всегда делали вторжения в Палестину с севера. Мидия находилась еще далее на север (Иер 3:12, Дан 11:13-14). Восход - часть небесного горизонта, в которой восходит солнце, совершенно противоположная западу, где оно обыкновенно заходит. Евреи пользовались словом: восток для указания всех стран, лежавших кругом и по ту сторону рек Тигра и Евфрата, на восток или с.-в. от Иудеи. Определенное указание границ земли Ханаанской, которая имела поступить в удел сынам Израилевым: южной, западной, северной и восточной указано в Чис 36:2-12. То же видим у Иисуса Навина 13-16) и др.

ЮЛИЙ (Деян 27:1-3) - сотник Августова полка. В третье апостольское свое путешествие ап. Павел, обозревши церкви Галатийскую и Фригийскую, был в Ефесе, в Македонии, в Коринфе, Троаде, Милете, Тире, в Кесарии и наконец прибыл в Иерусалим. Здесь братия встретили Павла с радостью. Но когда Асийские Иудеи увидели его в храме, возмутили весь народ и, наложивши на него руки, кричали: Израильтяне! помогите; вот этот человек везде своим учением восставляет всех против нашего народа, против закона и этого места. Весь город пришел в движение; сбежался народ, Павла схватили, извлекли из храма и хотели убить. От смерти спас апостола тысяченачальник с отрядом воинов, который после бесполезных для дела допросов узнал, что более сорока человек Иудеев дали заклятие не есть и не пить, пока не убьют Павла, и поэтому ночью под крепким прикрытием из пеших и конных воинов отправил его при письме в Кесарию к правителю Феликсу. Феликс с своей стороны несколько раз допрашивал Павла и, вполне соглашаясь с тысяченачальником в невинности узника, продержал однако его под стражею два года, выжидая получить награду за его освобождение, и оставил его в узах преемнику своему Порцию Фесту. Сей также признавал Павла невинным, с чем соглашались царь Агриппа и сестра его, Вереника, слушавшие речь Павла по приглашению Феста, а также и члены совета, и все решили, что апостол не сделал ничего достойного смерти или уз, и следовало бы его освободить, но он сам потребовал суда у Кесаря. И поэтому Фест отправил Павла с другими узниками в Италию морем, и "отдали его и некоторых узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием." Свое внимание к Павлу Юлий проявил еще на пути, когда корабль около острова Мальты сел на мель и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн и "воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь выплыв не убежал. В это время сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же спасаться, кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля, и таким образом все спаслись на землю" (Деян 27:41-44).

ЮЛИЯ (Рим 16:15). Ее с Филологом, Ниреем и сестрой его, Олимпаном и всех с ними святых приветствует ап. Павел в своем послании к Римлянам.

ЮНИЦА (трехлетняя, рыжая телица, или тёлка; Ос 10:11) была употребляема при жертвоприношениях. Обрядовые подробности заклания телицы и обращения ее в пепел изложены в Чис 19:1-10. Значение же этой жертвы указано ап. Павлом (Евр 9:13-14). Телица долженствовала быть рыжего цвета, так как желтый, или рыжий цвет считался символом греха. За тем ее должно было заколоть вне стана, на чистом месте, сжечь, и пеплом оной, смешанным с водою, окропить народ. Это, несомненно, было строго-поучительное и вместе глубоко-прообразовательное жертвоприношение за грехи; и ап. Павел, из сравнения с оным, с особенною силою доказывает высшее превосходство пред всеми Ветхозаветными жертвами жертвы Христовой. Иносказательные указания свящ. писателей на дикость, резвость и упрямство телицы, особенно хорошо упитанной, очень поразительны (Иер 46:20, 50:11, Осии, 4:16). В пр. Ис 15:5 очевидно делается намек на рев телиц, унылый и жалобный, слышимый на далеком расстоянии; таков, поистине, долженствовал быть и плач Моавитян в день посещения их Господом.

ЮНИЯ (Рим 16:7). В своем послании к Римлянам, приветствуя Юнию и Андроника, ап. Павел называет их своими сродниками, которые были вместе с ним узниками, прославились между апостолами и прежде его еще уверовали во Христа.

ЮНОША (Лк 7:14) - молодой человек. В Евангелии встречается определение и других возрастов человеческой жизни; так например в Евангелии от Матфея упоминается о младенчестве Господа Иисуса (Лк 2:40), об Его отрочестве (ст. 43). Подробности воскрешения из мертвых Наинского юноши приводятся в Евангелии от Луки (7:11-16). "Веселись юноша, в юности твоей, говорит премудрый Екклезиаст, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суды" (11:9). "И помни Создателя твоего во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы о которых ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них (т.е. пока не наступила старость; 12:1). "Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца," говорит ап. Павел в послании к Тимофею (2Тим 2:23). Возраст отрока считается от 7 до 15 лет, возраст юноши - от 15 до 20 лет.

ЮПИТЕР, или ЗЕВС (Деян 14:12) - главное языческое божество древних Греков и Римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна или Хроноса и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. Он разделил вселенную на три части: Нептуну дал воду, Плутону - подземное царство, а себе небо и землю. Главное его местопребывание - Олимп в Фессалии. Во многих местах ему посвящались храмы, алтари и жертвенники. В Греции в честь его отправлялись знаменитые Олимпийские игры. Царь Сирийский Антиох Епифан, овладев Иерусалимом, чрез одного старца, Афинянина, принуждал Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим и повелел "осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного, и храмы наполнились мерзостями языческими, жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами" (2Мак 6:1-6). Жители Ликаонии увидев чудесное исцеление в Листре больного, не владевшего ногами, совершенное ап. Павлом, считали апостолов Варнаву и Павла за богов, сошедших на землю в образе человеческом, и называли Варнаву Зевесом, а Павла Ермием, и так как между Ликаонийцами существовало древнее предание, что их земля была посещена некогда Юпитером и Меркурием, то они появление в Листре означенных апостолов и признали как бы за повторение божеской к ним милости. Жрец идола Зевеса, находившийся перед их городом, привел к воротам волов, и принес венки, чтобы вместе с народом совершить жертвоприношение; но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды, и едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Ермий, или Меркурий, за которого был принят св. апостол в Листре, считался как бы вестником и спутником Юпитера, Зевс, или Юпитер вообще изображается в виде царя, сидящего на престоле, с громовыми стрелами в руках, Священною птицею Юпитера считался орел.

ЮТА (Нав 15:55) и ЮТТА (21:16) - из южных нагорных городов колена Иудина. В настоящее время это большое Магометанское селение, окруженное деревьями и старинными стенами, в расстоянии на два часа пути к югу от Хеврона. Некоторые признают этот город за тот город нагорной страны, в котором жили Захария и Елизавета и куда Богоматерь после бывшего Ей благовещения путешествовала для свидания с Елизаветою (Лк 1:39-40).

ЮХАЛ (Иер 38:1) - сын Селемии, из князей царя Седекии. Он и другие князья Сафатия, Годолия и Пасхор, слышали как пророк Иеремия произнес пророчество о том, что Иерусалим будет взят царем Вавилонским и всякий, "кто останется в городе, умрет от меча, голода и моровой язвы, а кто выйдет к Халдеям будет жив." Пророчество было произнесено в то время, когда Седекия, поставленный от Навуходоносора царем в земле Иудейской, хотел в союзе с соседними царями освободить Иудею от владычества Навуходоносора, почему последний и подступил с войском к Иерусалиму. Предсказание Иеремии, когда враждебные войска стояли уже лицом к лицу, действительно, могло парализовать дух войска и народа, и поэтому князья сказали царю: "да будет этот человек (Иеремия) предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова. Ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия." По суду князей, "потому что царь ничего не может делать вопреки им," Иеремия был брошен в яму Малхии, которая была во дворе стражи. см. Иеремия пророк и Седекия, а).




На основную страницу сайта >>





Rambler's Top100